12 уроков дизайна от известных архитекторов игровых пространств
Когда речь идет об искусстве, полезно изучить опыт великих мастеров – это может помочь художнику создать прекрасное произведение. То же самое верно и для игровых площадок. Возможно, поняв создателей первых игровых площадок и философию, лежащую в основе их дизайна, вы сможете более эффективно генерировать собственные идеи.
От создателей площадок для игры в мяч до авторов гигантских птиц – эти знаменитые дизайнеры произвели революцию в дизайне игровых площадок. Чтобы помочь вам в проектировании детской площадки, мы расскажем, почему работа каждого архитектора – уникальна.
Вы можете прочитать статью полностью или перейти к определенному разделу:
- Просто – не значит скучно!
- Активность на площадках должна двигаться как поток
- Запоминающиеся сооружения развивают фантазию
- Игровые площадки могут устанавливаться не только на земле
- Игровые площадки могут обучать
- Игровые площадки могут быть захватывающими
- Конструкции игровых площадок должны служить детям
- Игровые площадки должны вдохновлять на активность
- Материалы для игровых площадок имеют значение
- Игровые площадки должны пробуждать желание поиграть
- Дизайн должен начинаться с вопроса “Почему?”
- Игровые площадки должны быть немного странными
1. Просто – не значит скучно!
Только потому, что что-то выглядит просто, вовсе не значит, что детям это не понравится. На самом деле, возможно, детям оно покажется даже более интересным, чем самые сложные гаджеты. Базовые конструкции могут помочь детям проявить свои творческие способности и силу мышц, развивая при этом воображение.
Бенджамин Домингес
БЕНДЖАМИН ДОМИНГЕС: ЛА-ЛАГУНА-ДЕ-САН-ГАБРИЭЛЬ
Мексиканский скульптор Бенджамин Домингес приехал в Соединенные Штаты в 1956 году. До иммиграции его самой известной работой были вольеры в зоопарке Мехико. Но в США работа повела его в другом направлении – игровые площадки.
Фантастическим примером может служить последняя из созданных Домингесом работ для общественных пространств – "Лагуна Сан-Габриэль". В "Лагуне", ласково прозванной сообществом “Парком динозавров”, есть 14 причудливых морских существ из бетона, по которым дети могут лазать, и с которых можно съезжать как с горки. Мексиканский скульптор по бетону Бенджамин Домингес создал "Лагуну" в 1960-х годах, и это стало его последней публичной работой.
В "Лагуне" нет тех излишеств, которые многие привыкли ожидать от современных игровых площадок. Чтобы организовать свое игровое время, детям приходится использовать свой разум, и это может в итоге обеспечить им желанный отдых от шума повседневной жизни.
По крайней мере, это мнение определенно разделяет местное сообщество. В 2006 году, когда город планировал снести "Лагуну", люди, у которых были теплые воспоминания о парке, объединились, чтобы основать некоммерческую организацию "Друзья Лагуны", занимающуюся сохранением детских площадок.
Группа собрала 700 000 долларов, и этого оказалось достаточно, чтобы спасти парк. Теперь "Лагуна" официально является национальной достопримечательностью, и она была восстановлена во всем своем былом великолепии.
Неизменная популярность простых, но выразительных монстров Домингеса доказывает, что иногда меньшее на самом деле значит больше.
2. Активность на площадках должна двигаться как поток
Мы все знаем, каково это, когда отвлекающие факторы мешают нам сосредоточиться. Это похоже на разрушение чар — внезапно становится трудно вернуться к тому, что мы делали раньше.
Дети во время игры испытывают то же самое. Это так неприятно, когда что-то врывается в их фантастические миры.
Именно поэтому концепция потока так важна в дизайне игровой площадки. Дети должны иметь возможность переходить от одной точки к другой, чтобы оставаться занятыми – это особенно актуально в мире, где постоянно что-то отвлекает. Главное – создать органично связанные между собой динамичные конструкции, которые позволят детям дольше оставаться в мире своих фантазий.
Исаму Ногучи
ИСАМУ НОГУЧИ: ГОРКА "МАНТРА"
Абстрактные работы японско-американского художника и дизайнера Исаму Ногучи являются прекрасными примерами потока. Одно из его самых знаковых произведений – Горка "Мантра" – представляет собой игровую конструкцию, которая выводит идею потока на новый уровень.
Хотя эта горка, выполненная в духе работ М.К. Эшера, выглядит как оптическая иллюзия, она полностью функциональна. Вы поднимаетесь по лестнице, потом скатываетесь вниз по петле. Затем вы можете снова подняться наверх без каких-либо заметных переходов.
Хотя Ногучи был плодовитым скульптором, в США он создал всего одну игровую площадку. Игровой комплекс Noguchi Playscape в Пьемонт-парке Атланты располагает красочными минималистичными сооружениями для таких "бесконечных" игр.
3. Запоминающиеся сооружения развивают фантазию
Вспомните игровые площадки, которые вы посещали в детстве. У большинства из них, вероятно, была по крайней мере одна узнаваемая фигура – животное или человек. Хотя минимализм в дизайне — это круто, интересные фигуры с узнаваемыми чертами также пробуждают воображение – только по-другому.
Превращение гигантской фигуры в игровую площадку может служить двойной цели. Во-первых, такая площадка станет для ребят местом для игр. В то же время, она помогает улучшить внешний вид городского пространства.
ТОМ ОТТЕРНЕСС: ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА
Скульптура мужчины высотой 7,5 метра, созданная Оттернессом в Hell's Kitchen (штат Нью-Йорк) – с длинными руками, по которым можно карабкаться, и ногами в виде горки, является любимой местной достопримечательностью. Расположенное перед жилым комплексом Silver Towers сооружение, которое незатейливо названо “Игровая площадка”, является четвертым в серии из шести и первым, которое было установлено в общественном пространстве.
Будучи одним из самых плодовитых скульпторов в Соединенных Штатах, Оттернесс создавал подобные работы для парков и игровых площадок по всей стране — и далеко за ее пределами. Его игровая площадка "Другие миры" в международном аэропорту Хамад в Катаре украшена множеством гигантских человеческих фигур, на которые дети могут забираться, что делает ее одновременно произведением публичного искусства и площадкой для игр.
НИКИ ДЕ СЕН-ФАЛЛЬ: ГОЛЕМ
Скульптура французской поп-художницы Ники де Сен-Фалль “Голем”, созданная в 1972 году, является еще одним примечательным примером, но по другой причине. Скульптура, напоминающая нечто среднее между коровой и рыбой-каплей, первоначально была отклонена Комиссией по паркам Иерусалима на том основании, что она будет отпугивать детей.
Но именно в этом и заключался замысел де Сен-Фалль. Помещая что-то страшное в безопасную среду, мы помогаем детям развить уверенность в себе, поощряя их исследовать мир и преодолевать свои страхи. В 1976 году Комиссия завершила монтаж конструкции, которая существует по сей день.
Площадка “Голем“, известная также как Хамифлецет, что на иврите означает “Чудовище”, стала любимой местной достопримечательностью.
4. Игровые площадки могут устанавливаться не только на земле
Когда дело касается захватывающих игровых пространств, мыслить просто нестандартно – недостаточно. Нужно еще уметь буквально оторваться от земли. Эти дизайнеры вывели свои игровые площадки на совершенно новый уровень, экспериментируя с другими поверхностями.
Тошико Хориучи
ТОШИКО ХОРИУЧИ МАКАДАМ: ЛЕСА ИЗ СЕТКИ
Игровая площадка "Леса из сетки", выставленная в популярном музее под открытым небом в Хаконэ (Япония), использует другой подход к оформлению поверхности игровой площадки. Эта гигантская подвесная площадка парит над полом и полностью выполнена из красочной сетки ручной вязки художницы Тошико Хориучи МакАдам.
Площадка предлагает различные варианты игр на разных уровнях по всему павильону. Дети могут забраться под подвесной навес или поиграть с мешками для фасоли и качающимися вязаными шарами на первом этаже. Располагая игровыми элементами на нескольких уровнях, площадка "Леса из сетки" подходит для детей разного возраста и разных физических возможностей.
5. Игровые площадки могут обучать
Хотя мы часто воспринимаем игру как перерыв в обучении, на самом деле дети учатся непрерывно. Развивающие игровые площадки не только являются для них пространством для изучения важных социальных норм и развития двигательных навыков, но и помогают больше узнать об окружающем мире.
Игровая площадка TCL Pod
T.C.L.: ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА «ЖЕЛУДИ»
Игровая площадка дизайнерской фирмы Taylor Cullity Lethlean (T.C.L.) в Национальном дендрарии в Канберре, Австралия, является прекрасным примером такого подхода. Эта площадка, вдохновленная реализуемой в дендрарии идеей "Леса 100 деревьев", украшена гигантскими желудями, над которыми как будто не властны законы всемирного тяготения. Ближе к полу расположены гигантские домики в виде "шишек" банксии, в которых дети могут спрятаться и отдохнуть.
Создавая палитру этой площадки, дизайнеры T.C.L. придерживалась коричневатой, нейтральной цветовой гаммы – это призвано усилить сенсорное восприятие запаха и текстуры. Вся окружающая растительность является местной для этого региона, за исключением одного дуба с желудями, который служит центром площадки.
Включение местной фауны в игровую площадку помогает детям развить прочные отношения с окружающей средой, что поможет им вырасти здоровыми и всесторонне развитыми.
6. Игровые площадки могут быть захватывающими
Когда дети играют, они не думают о таких вещах, как безопасность и эффективность. Они слишком увлечены игрой! В то же время, на многих современных игровых площадках безопасность ставится во главу угла – в ущерб веселью и свободе. Включение риска и непредсказуемости в игровую площадку делает игровой опыт более полезным.
МЕГАН ТАЛАРОВСКИ: ИГРАЙ И УЧИСЬ!
Понаблюдав за играющими детьми как в Англии, так и в США, архитектор Меган Таларовски сделала важное открытие — дети хотят рисковать. Таларовски обнаружила, что игровые площадки в Великобритании более рискованны по своей конструкции – в отличие от их стерильных и сверхбезопасных американских аналогов. Она также заметила, что на игровых площадках в Британии делается упор на свободную, неструктурированную игру.
Кроме того, британские игровые площадки предназначены не только для детей. Здесь, в частности, предусмотрены кафе, чтобы предоставить родителям и воспитателям собственное пространство для отдыха, пока дети играют весь день напролет.
Таларовски увезла свои находки с собой в США, где основала студию Ludo, которая изучает игровое поведение детей и проектирует игровые площадки, соответствующие их наблюдениям. Один из самых интересных проектов студии привносит игровые элементы в необычное пространство — публичную библиотеку.
Проект "Играй и учись" в Филадельфии (штат Пенсильвания) сочетает в себе обучение и игру – здесь среди книжных полок разместилась шведская стенка. Стенка плавно переходит в полки, гармонично вписываясь в окружающую обстановку и создавая уникальное и увлекательное пространство для маленьких детей.
7. Конструкции игровых площадок должны служить детям
Проектируя игровые площадки, мы слишком часто зацикливаемся на том, чем дети (по нашему мнению!) должны заниматься. При этом, мы забываем, что пользоваться всем этим будем не мы, а дети.
Эрик Макмиллан
ЭРИК МАКМИЛЛАН: ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ
На многих современных игровых площадках принят такой подход: не так важно, чтобы на площадке было интересно – главное, чтобы было безопасно. Но в 1970-х годах британский архитектор Эрик Макмиллан произвел революцию в дизайне детских площадок, сделав прямо противоположное. Вместо того чтобы чрезмерно фокусироваться на том, как, по мнению взрослых, должны играть дети, он спроектировал конструкции, на которых сам хотел бы играть, когда был маленьким.
Его самая знаменитая игровая площадка – "Детская деревня" – создавалась по мотивам бурного детства самого дизайнера. От леса из подвесных боксерских груш до ряда вращающихся деревянных лестниц – в своем дизайне Макмиллан отказался от избыточно безопасных сооружений в пользу абсолютного хаоса.
Вопреки ожиданиям, "Детская деревня" сразу же завоевала успех. Хотя эта площадка была закрыта в 2002 году, она стала вехой в истории игр.
Построив детскую деревню, Макмиллан продолжил свое творчество, создав бассейн с шариками. Вдохновленный движением маринованных луковиц, перекатывающихся в стеклянной банке, он заказал огромное количество легких пластиковых шариков для создания такого игрового бассейна в Сан-Диего. Идея распространилась стремительно – как лесной пожар в сухую погоду. Что было дальше – всем известно.
8. Игровые площадки должны вдохновлять на активность
Одно дело – создать игровую конструкцию, которая фантастически выглядит и хорошо работает. И совсем другое – сделать площадку, на которой дети действительно захотят играть.
До сих пор мы рассматривали идеи архитекторов, которые придерживались более свободного подхода к игре; в отличие от них, Джордж Миллэй считал, что игровые площадки нужно делать такими, чтобы дети выполняли на них совершенно определенные действия – и в этом он ближе к философии современных дизайнеров.
Джордж Миллэй
ДЖОРДЖ МИЛЛЭЙ: АКВАПАРК WET N’ WILD
Создатель SeaWorld Джордж Миллэй основал Wet’ n Wild Orlando – первый аквапарк в США – в 1977 году. Хотя этот парк закрылся в 2016 году, он дает несколько важных уроков дизайнерам детских площадок будущего.
На философию Миллэя во многом повлиял "Канадский водный аттракцион Макмиллана" - еще одна культовая достопримечательность Онтарио. Миллэй был уверен: игровая площадкам – это не просто нечто, на что дети могут смотреть – нужно, чтобы им там было чем заняться. И в этом аквапарк Wet n’ Wild, безусловно, преуспел.
Первоначально заявленный как водная игровая площадка, Wet n’ Wild объединил неструктурированный характер игровых площадок с острыми ощущениями в парке развлечений и удовольствием от игр на воде: в результате появился новый привлекательный способ освежиться в жаркий летний день. Хотя подобные концепции существовали к тому времени уже несколько лет, Миллэй был первым, кто создал единый аквапарк, за вход в который он мог взимать плату.
9. Материалы для игровых площадок имеют значение
Датский производитель детских площадок Monstrum очень тщательно подходит к выбору материалов. Компания, основанная бывшими сценографами Оле Барслундом Нильсеном и Кристианом Йенсеном, создает театральные, творческие игровые площадки для детей разных возрастов и возможностей.
По словам Нильсена, дерево, с его приятной наощупь теплой фактурой, является отличным строительным материалом для детских площадок. Кроме того, будучи возобновляемым ресурсом (она восстанавливается быстрее, чем мы успеваем ее израсходовать), древесина экологичнее, чем большинство пластмасс.
Давайте разберемся, что же делает игровые площадки Monstrum такими интересными.
РЕЧНЫЕ ВЕЛИКАНЫ
"Речные великаны" – созданная дизайнерами Monstrum игровая площадка в парке Gathering Place Riverfront в Талсе (штат Оклахома) - прекрасный пример того, как архитекторы игровых площадок могут сочетать концепцию потока, высококачественные материалы, воображение и местный колорит, чтобы создать уникальное пространство для игр.
Хотя две восьмиметровые цапли (на которые можно залезть) кажутся изящными, их чугунные каркасы и глубокие фундаменты достаточно прочны, чтобы противостоять характерным для Талсы ветрам и торнадо. Дети постарше могут забраться на "цапель", скатиться с 4-метровых горок и проползти по туннелям из стальной сетки, оказавшись в итоге "на седьмом небе".
Рядом с цаплями стоит большая деревянная рыба-веслонос, на которую могут забраться (и через которую могут проползти) дети помладше. Щели между деревянными досками "веслоноса" пропускают свет, создавая драматичную атмосферу для игры. Кроме того, детям здесь безопасно: грунт – мягкий, а деревянные платформы – невысокие.
ГИГАНТСКИЕ СОВЫ
Игровая площадка "Гигантские совы", расположенная в Стокгольме (Швеция) – это набор разнообразных деревянных конструкций для детских игр. Как и на площадке "Речные великаны", сооружения этого парка напоминают местную дикую природу: здесь и огромные деревянные горки с совами, и семейство гигантских жуков, на которые можно взобраться, и карусели в форме грибов.
Поскольку скандинавские ночи зимой очень длинные, деревянные конструкции парка оснащены встроенным освещением, чтобы дети могли продолжать играть даже после захода солнца. Деревянные панели пропускают свет, создавая мягкую, фантастическую обстановку и способствуя игре воображения.
10. Игровые площадки должны пробуждать желание поиграть
Одна из концепций, о которых часто забывают, проектируя современные игровые площадки – это незакрепленные детали или предметы, которые дети могут подбирать и использовать для создания своей собственной уникальной обстановки. Незакрепленные объекты отличаются от стандартных конструкций игровых площадок тем, что они предоставляют детям возможность играть по своим правилам. В отличие от конструкций, построенных специально для того, чтобы скользить, лазать и прятаться, незакрепленные объекты позволяют детям самим определять условия своей игры.
Песочница – интересный пример свободного объекта: она дает детям художественную среду для творчества. Независимо от того, создают ли дети сложные сооружения из воды и песка или просто запускают в них игрушки, они упражняют свои разум и тело.
ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ: ПЕСОЧНИЦА
До середины 19 века в городах было непросто найти безопасные места для игр детей из малообеспеченных семей. У детей богатых горожан были собственные дворы, а в сельской местности в распоряжении детей было много свободного пространства для беготни. Но единственными местами, где детям приходилось играть в центре города, были многолюдные, опасные улицы.
Ранний вариант песочницы, или песчаная гора, возникла как решение проблемы. Фридрих Фребель – основатель первого в мире детского сада – осознал огромные преимущества дошкольного образования. Его опыт обучения учителей начальной школы научил его, что стимулирующая среда является ключом к умственному и физическому развитию детей. Своей работой он пропагандировал ценность свободной игры, подчеркивая важность сада для развития ребенка.
Песчаные горы начали появляться в общественных парках Берлина в пятидесятых годах XIX века. Вдохновившись успешным опытом Фребеля, в 1880-х годах группа филантропов в Бостоне начала устанавливать песчаные горы на церковных и школьных дворах, чтобы создать безопасные игровые пространства для местных детей.
Песочница как организованное пространство появилась позже, когда такие архитекторы, как Альдо ван Эйк, нашли креативные способы создавать отдельные "островки песка", где дети могли бы спокойно поиграть.
11. Дизайн должен начинаться с вопроса “Почему?”
Проектируя игровую площадку, вы должны четко представлять свою цель. По какой причине вы решили построить игровую площадку? Какие элементы дизайна и какие соображения могут помочь вам достичь этой цели?
Альдо ван Эйк
АЛЬДО ВАН ЭЙК: ПРОЕКТИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛЬЮ
Проектируя игровые площадки в Амстердаме после Второй мировой войны, голландский архитектор Альдо ван Эйк руководствовался вполне определенной целью. Дизайн игровых площадок ван Эйка был предельно минималистичным: это, по замыслу автора, должно было помочь детям развить свои творческие способности и способствовать их социальной вовлеченности. Такие сооружения поощряли детей мыслить нестандартно и играть по своим собственным правилам.
Вместо того чтобы строить конструкции четко определенного назначения (такие как горки и качели), ван Эйк проектировал игровые площадки с элементами, которые имели множество потенциальных применений. Представьте, например, ряд круглых цементных объектов на уровне земли: на них можно забираться, а можно использовать как места для игры в прятки. Возможности безграничны, и именно это делает философию ван Эйка такой привлекательной.
12. Игровые площадки должны быть немного странными
Самые интересные игровые площадки в мире позволяют ненадолго уйти из реального мира в мир фантастический. Благодаря сооружениям, которые пробуждают воображение, причудливые, уникальные игровые площадки заслуживают своего места в туристических путеводителях и национальных реестрах.
Ривера Мартин
РИВЕРА, МАРТИН И ЛЬОБЕЛЬ: ПАРК ГУЛЛИВЕРА
Превосходным примером таких причудливых игровых площадок является Парк Гулливера в Валенсии (Испания). В 1990 году городской совет Валенсии поручил архитектору Рафаэлю Ривере, художнику Маноло Мартину и дизайнеру Сенто Льобелю спроектировать игровую площадку.
Они создали гигантскую стилизованную скульптуру главного героя "Путешествий Гулливера" - культового романа Джонатана Свифта 18 века. Точно так же, как лилипуты – крошечные человечки, с которыми Гулливер сталкивается во время своего первого путешествия – дети могут безопасно лазать по всему гигантскому сооружению и исследовать его.
Гулливер, который раскинулся на 70 метров, содержит огромные горки и лестницы, скрытые вдоль его тела и в складках одежды. Некоторые элементы площадки достаточно велики, чтобы и дети, и взрослые могли кататься вместе, поэтому маленькие дети могут здесь играть в сопровождении своих родителей.