9 архитекторов и дизайнеров представляют игровые ландшафты будущего
Предлагаем вашему вниманию возможные образы пространства для игр в будущем – от скульптурных форм в виде умной горки до чайного домика, авторы которого вдохновились игрой в прятки.
Есть черно-белая фотография 1986 года, изображающая японско-американского художника и дизайнера Исаму Ногути на Веницианском биеннале (который тогда был довольно скучным мероприятием). На снимке Ногути бесстрашно стоит на вершине своей спиралеобразной горки «Мантра» - скульптуры из каррерского мрамора, установленной перед американским павильоном на подушке из древесной стружки. Хотя вид у Ногути довольный и несколько беспечный, послание, которое он адресует миру искусства (а возможно, и миру, в целом), звучит недвусмысленно: давайте играть (и перестаньте наконец относиться к себе так серьезно)!
Скульптура, ставшая одной из последних крупных работ мастера за его шестидесятилетнюю карьеру, хорошо сохранилась за 30 с лишним лет, прошедших со времени ее создания (в 1991 году ее установили в Бейфронт-парке в Майами). Пару лет назад я видел, как несколько ребятишек весело поднимались и опускались по ее кругам – потеряв счет минутам, позабыв обо всем на свете, кроме занимавшей их игры. Я представил себе десятки тысяч детей (да и взрослых), которые побывали на этой горке за эти годы. Когда сходятся вместе игра и хороший дизайн (как в случае с горкой «Мантра»), результат может быть поистине революционным.
Усиление игры
Weiss/Manfredi
“Эти кажущиеся невесомыми временные игровые сооружения, свешивающиеся с бетонных джунглей, возникают на неиспользуемых пустырях посреди одноразовой инфраструктуры. Эти площадки для игр, не имеющие четко обозначенного начала и конца, бросают вызов общепринятому представлению, согласно которому для создания нового игрового пространства обязательно нужна свободная земля. В этом проекте используются готовые возможности существующей инфраструктуры: перекрытия защищают от солнца и дождя, а прочные конструкции способны выдержать самые активные игры. Это дает возможность создавать новые игровые площадки в бедных городских районах и местах, которым может грозить приватизация. «Воздушные» игровые пространства, соединяющие собой кварталы, разделенные миром эстакад, построены из вторично используемых остатков временных сооружений. В ход идет все – сетки и трубы, кабели и строительные леса, бетонные акведуки и водонаполненные шоссейные барьеры. В зависимости от географии, используются самые разные материалы – бесконечное разнообразие в бескрайнем мире заброшенного пространства.”
Зоиды!
LevenBetts
“Зоиды! – это «предметы» в форме сдвоенных трапеций, изготовленные из мицелия (то есть, по сути, из грибов), обработанного минеральной краской, поэтому они совершенно безвредны для детей. Они мягкие и забавные, из них можно собирать конструкции самых разных форм и конфигураций. Zoids! могут представлять собой сиденье, сделанное из одного небольшого элемента, площадку, построенную из множества таких элементов, воронку, через которую можно ползать – и многое другое. Они превращают любое место в чрезвычайно здоровый игровой ландшафт для детей (и даже для взрослых). За ними будущее игр: уходят в прошлое времена, когда мягкие и прочные игровые сооружения для детей изготавливались из продуктов нефтепереработки и выполняли роль пассивных конструкций. Благодаря Zoids! играть стало веселее, интереснее и полезнее. Из повторяющихся комбинаций трапециевидных объемов двух базовых размеров можно создавать сиденья, элементы ландшафта и строительные блоки: их сочетания позволяют возводить универсальные и изменчивые пространства, где участников игр ждет целый мир увлекательных открытий.”
*Разработано в сотрудничестве с Лабораторией здоровых материалов при Школе дизайна Парсонз.
Колеблющаяся горка*
Paul Cocksedge
“Детские воспоминания о радости скольжения и свободе этого движения послужили вдохновением для создания этого произведения, прославляющего бесконечное движение. Скульптурная форма колеблющейся горки определяет игровую зону парка, окруженную деревьями, местами для пикников и собраний. Люди могут входить и выходить под арками, а также ездить на горке. Мы надеемся, что это произведение предлагает вернуться к первоначальному назначению детской площадки как места, где все мы можем бегать, веселиться и быть.”
*Рендеринг выполнен в сотрудничестве с лондонской студией трехмерной архитектурной визуализации VMAVI.
Kewby
Холлвич Кушнер
“Kewby – это волшебное место, которое постоянно изменяется, но вместе с тем, остается узнаваемым. В своем изначальном виде это просто огромный куб, который визуально выглядит так, что юным посетителям так и хочется растащить его на части. Легкие элементы в форме лестниц и деревьев, волн и мармеладного драже можно без труда извлечь из своих мест и разбросать по всему парку. С каждым вынутым из куба элементом появляются маленькие пространства для исследования. Более крупные элементы можно использовать как навес от солнца или вместо стола. Kewby – настоящий центр для игр с тысячами возможных перестановок: здесь все зависит только от творческого воображения участников игры. Можно сделать все, что угодно – крепость, театр, учебный класс… Бесконечное разнообразие и универсальность форм позволяют сделать из любого элемента то, что захочется в данный момент. Это создает неисчерпаемые возможности для игр, развлечений и отдыха.”
Кольцо нестабильности
Леон Леон
“Кольцо нестабильности предполагает неустойчивую игру, в основе которой – риск, направленный на развитие стойкости – в разных смыслах этого слова. Его неоднозначная форма пробуждает любопытство и приглашает участников игры решать проблему неустойчивости сообща, для чего требуется не только физическая координация, но и социальное взаимодействие. Кольцо диаметром около 2,5 метров, изготовленное из оцинкованной стальной трубы, деформировано таким образом, что полученный в результате предмет стал одновременно необычным и знакомым, прочным и изящным. В покое этот объект округлой формы находится в состоянии равновесия, но для того, чтобы можно было сидеть на нем или раскачивать его как качели, требуются согласованные усилия как минимум двоих человек. А еще Кольцо нестабильности может стать условной границей, что превращает место его установки в пространство для разыгрывания воображаемых сценариев и социальных взаимодействий участников, вовлеченных в коллективную игру. Как элемент человеческой инфраструктуры, Кольцо нестабильности преобразует любое место в общественное игровое пространство.”
Горка-обсерватория
Кристиан Вассманн
“Горка-обсерватория – это многофункциональное игровое сооружение, форма которого точно определена его местоположением. Наполовину заглубленный U-образный желоб из цементного волокна выступает из земли параллельно оси вращения нашей планеты. Он одновременно выполняет функции солнечных часов, астрономического прибора, конструкции, создающей тень, солнечной микроэлектростанции и водяной горки. Дети и взрослые входят на это сооружение через бассейн, имеющий форму эллипса. Затем можно забраться по сухим стенкам желоба или взойти, держась за центральный поручень, через который можно также увидеть Полярную звезду. Рядом с этой трубой – идеально сориентированные солнечные батареи, которые вырабатывают энергию для водяного насоса, используемого для увлажнения горки.”
Kizombori
Джонатан Трейт
“Этот скульптурный игровой сад сочетает в себе самые разнообразные причудливые и сюрреалистичные аппараты, установленные посреди густой растительности – кустарников и деревьев. Устройства имеют более одной функции, и дети получают стимул взаимодействовать с ними самостоятельно, по-своему интерпретируя собственные способы вести игру. Литые конструкции и модели огромных овощей контрастной текстуры – все размеры и формы в этом [казалось бы] съедобном ландшафте выглядят совершенно нереально, как будто из другого мира.”
Чайный домик «Играем в прятки»
Стефани Гото
“Вдохновением для этого детского чайного домика послужила игра в прятки – развлечение для миллионов детей на всех континентах. Своими контурами площадка напоминает очертания покатых крыш японских чайных домиков. Здесь можно прятаться и искать, увлечься игрой и остаться наедине со своими мыслями. Это место, покоящееся на горизонтальной плоскости и изготовленное из точеного черного гранита, не только дает возможность поиграть в прятки, но и погружает в мир удивительных открытий, позволяя почувствовать течение времени и отвлечься от вездесущих гаджетов.”