Школа жизни: почему в Германии строят игровые площадки с элементами риска
Высокие башни для лазания стали частью тенденции на пути движения от тотальной безопасности к тому, чтобы учить детей ориентироваться в трудных ситуациях.
Каркас для лазания Triitopia, которая возвышается над игровой площадкой на лесистой северной окраине Берлина, может вызвать панику у любого беспокойного родителя.
Дети в возрасте от шести лет пробираются здесь через четыре уложенных друг на друга бакибола из стальной проволоки и карабкаются по висящим веревочным лестницам, пока не достигнут платформы на высоте около 10 метров над уровнем земли. Родители могут попытаться не отставать от своих юных «альпинистов», пока те поднимаются по веревочной паутине, но в такой плотно сплетенной сетке можно и отстать.
Если вам кажется, что лазить по башне Triitopia – рискованное дело, вы совершенно правы, и это неслучайно: эта башня, построенная в 2018 году в Людвиг-Лессер-Парке в Берлине-Фронау, символизирует тенденцию, которая в последние пять лет набирает обороты в Германии. Всё больше воспитателей, производителей оборудования и градостроителей приходят к выводу: надо перестать стремиться к тому, чтобы игровые площадки были абсолютно безопасными – напротив, следует создать микрокосмос, где требуется преодолевать себя, где дети учились бы ориентироваться в трудных ситуациях (даже если при этом есть некоторая вероятность получить перелом).
Профессор Рольф Шварц из Университета образования в Карлсруэ, который консультирует местные советы и дизайнеров игровых площадок, уверен: «Площадки – это островки свободного движения посреди современного океана опасно движущихся машин. Если мы хотим, чтобы дети были подготовлены к риску, нам нужно позволить им соприкасаться с риском».
С этим не спорят даже страховые компании. Одно из влиятельных исследований 2004 года показало, что дети, которые в раннем возрасте совершенствовали свои двигательные навыки на игровых площадках, реже попадали в несчастные случаи, когда становились старше. Поскольку молодые люди в наше время проводят все больше времени в собственном доме, головная ассоциация страховщиков от несчастных случаев в Германии в прошлом году призвала к созданию большего количества игровых площадок, которые учат детей развивать «компетентность в вопросах риска».
Выставка-ярмарка товаров для отдыха и спорта, проходящая на этой неделе в Кельне, дает представление о том, как могут выглядеть такие игровые площадки. Производитель скалодрома Triitopia представит новую семиметровую «Башню ДНК» и 10-метровую башню Tower4 со спиральной металлической горкой для юных «скалолазов».
Говорит Давид Кёлер – один из директоров компании, занимающейся производством канатных игровых площадок с 70-х годов прошлого века: «В последние годы наши сооружения стали заметно выше. Да, впервые карабкаясь по нашим сеткам, дети могут чувствовать себя в некоторой опасности, но на самом деле это даже к лучшему – когда чувствуешь опасность, приходится быть особенно осторожным».
В Германии, где исторически сложилась интеллектуальная традиция относиться к игре серьезно, а после Второй мировой войны в городских ландшафтах образовались пустые места, которые можно, в принципе, заполнить чем угодно, давно существуют экспериментальные игровые пространства: во многих городах есть «мусорные площадки» - такие как берлинская Kolle 37, где дети могут строить свои собственные конструкции, и куда родителям разрешается входить только один день в неделю. Однако грань между Abenteuerspielplätze («площадками приключений») и традиционными игровыми зонами становится всё менее уловимой.
«Детские площадки, где основу составляет «классическая тройка» (подвесные качели, доска-балансир и горки), переживают упадок», – говорит Штеффен Штрассер из компании Playparc, одного из 60 немецких производителей, которые не только поставляют оборудование примерно для 120 000 детских площадок в стране, но и экспортируют его по всему миру.
В Кельне Playparc представит серию платформ Etolis с подвесными мостиками, которые специально сделаны шатающимися, снабжены минимальными ограждениями и не имеют защитной сетки. Штрассер вздрагивает при упоминании о низеньких платформах, окруженных резиновыми матами, которые до сих пор повсеместно встречаются на игровых площадках в Великобритании и США.
«Современные игровые площадки исследуют границы допустимого в рамках правил, – говорит Штрассер. –Проектируя новые конструкции детских площадок, мы стараемся предусмотреть сложности – например, создать препятствие, которое ребенок, возможно, не преодолеет первые девять раз, но с десятой попытки он справится».
«Цель состоит в том, чтобы обеспечить максимальную свободу и при этом гарантировать безопасность – насколько это возможно. Мы не пытаемся любой ценой сделать так, чтобы у нас никто никогда ничего не сломал».
Мы часто воспринимаем Германию как страну, не слишком склонную к риску (будь то в политике или в экономике), где повседневная жизнь регламентируется строгим режимом правил и норм. Но в том, что касается детских площадок, этот стереотип оказывается ошибочным: именно строгое соблюдение стандартов позволяет поддерживать культуру приемлемости риска.
Оборудование для детских площадок в Германии сертифицируется TÜV – той же ассоциацией, которая выдает немецким водителям свидетельство о годности автомобилей к эксплуатации. Соответственно, башня Triitopia в Берлине-Фронау обнесена щитами и сеткой, чтобы ни один ребенок не мог упасть с высоты более трех метров. В паутине канатов внутри сооружения максимальная высота падения составляет 1,8 метра. Специальная табличка призывает родителей снять с детей велосипедные шлемы, чтобы исключить риск удушения.
Но как только скалодром прошел проверку TÜV, производители, со своей стороны, могут использовать выданный им сертификат для защиты в суде от исков в связи с несчастными случаями. В США, где сертификация в большинстве штатов проводится теми же, кто поставляет конструкции для детских площадок на рынок, производители более уязвимы для судебных исков и зачастую более осторожны в плане риска.
TÜV также готовит собственных инспекторов детских площадок, которых учат не всегда применять правила буквально, а оценивать риски гибко. В Великобритании национальный орган по стандартизации (Британский институт стандартов), напротив, не инспектирует детские площадки, а передает эту работу частным компаниям: это может способствовать формированию культуры формального соблюдения правил «для галочки».
Тем не менее, головокружительные башни для скалолазания в Германии вскоре могут стать образцами для детских площадок в Великобритании и США. Международная организация по стандартизации пересматривает свои стандарты для спортивного и развлекательного оборудования и в будущем может призвать дизайнеров детских площадок учитывать не только риски, но и преимущества шатающихся мостиков, асимметричных лестниц и скалодромов высотой с дерево.
«Мы видим, как отношение постепенно меняется», – говорит Дэвид Болл, профессор управления рисками в Мидлсекском университете. – «Люди в Великобритании начинают осознавать, что детские площадки стали у нас слишком стерильными, а ведь если видеть в них только потенциальные опасности, можно упустить что-то очень важное».