Гибридное игровое пространство в Bradbury Park
Гибкость в осуществлении деятельности Alcorn Middleton позволила этой небольшой фирме собрать команду единомышленников, которая смогла выиграть конкурс на местную игровую площадку: то, что получилось в результате – элемент городской инфраструктуры, дарящий разнообразные впечатления всем местным жителям. Тщательно спланированные игровые площадки могут стать важным объектом городской инфраструктуры, который приносит удовольствие всему местному сообществу.
Задумываясь над тем, что такое объекты общего пользования, и о том, каким может быть типичный архитектурный заказ для общественных нужд, мы редко представляем себе детскую площадку. Между тем, детские площадки являются (или могут стать) ключевыми элементами городской инфраструктуры. Они не только способствуют развитию ребенка через игру, но и служат активными публичными местами для сбора, общения и социального взаимодействия. О значении этих пространств в нашей общественной жизни свидетельствует растущее число детских площадок, которые проектируются профессионалами (вместо стандартной сборки из готовых деталей). Последним примером детской площадки в Квинсленде как элемента активной городской инфраструктуры является Игровое пространство Bradbury Park, спроектированное компанией Alcorn Middleton.
Городской совет Брисбена провел открытый конкурс на создание детской площадки в одном из северных пригородов города – Чермсайде – в начале 2020 года. Это было начало пандемии COVID-19, и конкурсы стали спасением для многих практикующих фирм, оказавшихся в неопределенной ситуации. Компания Alcorn Middleton, ранее занимавшаяся частным жилым сектором, пересмотрела приоритеты и собрала конкурсную команду в сотрудничестве с Epoca Constructions, CUSP Landscape Architecture и Bligh Tanner. Они подали заявку на участие в конкурсе, а затем приняли участие в восьминедельном этапе разработки концепции и дизайна, состоявшем из семинаров, проводившихся раз в две недели. Формирование проектной команды позволило архитекторам установить связи с другими дисциплинами, которые были использованы в последующих работах над общественными объектами. Гибкость небольшой фирмы, в сочетании с предыдущим опытом работы над муниципальными заказами и контрактной документацией по игровому парку Frew Park для Guymer Bailey Architects позволили Alcorn Middleton удачно сориентироваться в проекте такого типа.
Связи, которые Alcorn Middleton установила благодаря совместному проектированию детской площадки, пригодились и в последующей работе над общественными пространствами.
Задание для Bradbury Park было простым: требовалось построить детскую площадку, места для сидения, а также сопутствующие навесы и вспомогательные элементы инфраструктуры. Тем не менее, были в проекте и свои сложности, включая необычную группу пользователей (дети в возрасте 10-15 лет) и концептуальное наложение "биологического города", которое, как отмечает Хлоя Миддлтон, "просто обязывало сделать нечто необычное". Голый участок страдал от эрозии, нехватки верхнего слоя почвы и проблем со стоком поверхностных вод. Профессионалы из Alcorn Middleton задумали игровой ландшафт как комплексную систему, которая является частью окружающего климатического и экологического контекста и реагирует на него. Команда проекта разделила участок на три вертикальные зоны - подземную, наземную и дендральную – и наделила каждую из них собственными пространственными качествами. Подземная зона представляет собой частично выкопанный ландшафт из мягкой резины, мульчи, растений и стен с лезвиями, которые уходят под архитектурное сооружение. Он перенаправляет стоки воды, обеспечивает доступ лиц с ограниченными возможностями к части детской площадки и предлагает укромные места для игр. Через все три зоны проходит несколько башен или "лощин", которые выполнены в стиле гнезд древесных попугаев и служат надстройкой детской площадки. Эти "лощины" соединяются между собой проходами, которые переплетаются и захватывают детей с разных сторон, создавая бесконечные возможности для увлекательных ролевых игр.
В материальном плане облицовка из фрагментированной древесины, обожженной по технологии шоу суги бан, отталкивается от обугленного цвета и рисунка коры существующего дерева эвкалипта (и, в целом, вписывается в цветовую гамму территорий, страдающих ри участившихся лесных пожаров, вызванных изменением климата). Созданные вокруг каркаса из оцинкованной стали различные деревянные элементы обеспечивают приглушенную тень, позволяют родителям время от времени присматривать за детьми, а в определенные моменты оказываются полезными в качестве защитной полосы. Темный, необработанный материал, которому позволено выветриваться и меняться со временем, перемежается с окнами из дихроматической пленки, изменяющими интенсивность цвета по мере движения солнца, а также с разноцветными канатами и скалодромами. Это место, дарящее море впечатлений, не только выполняет свою основную (игровую) функцию, но и продуманным образом взаимодействует с более широкими аспектами контекста и потребностей общественного пространства, становясь важнейшим элементом городской инфраструктуры. Здесь "сама архитектура становится игровой площадкой", - говорит Джоэл Алкорн.
Как объясняет Джоэл Алкорн, в игровом пространстве Bradbury Park “сама архитектура становится игровой площадкой”.
Bradbury Park возник в рамках международного движения проектировщиков, которые бросают вызов традиционному дизайну детских площадок, возвращая на площадку дух приключений и создавая "гибридное" игровое пространство (где границы между взрослыми и детьми размыты, а взрослые приглашаются в игровые зоны). Масштаб, сложность и уровни трудности, которые увеличиваются с высотой игровой площадки, способствуют социальному взаимодействию между детьми (когда старшие дети помогают младшим), а также между детьми и родителями. Родители здесь не просто наблюдают за происходящим; вместо этого мы видим бурную деятельность, которая охватывает все возрастные группы. Мне это напоминает работы Аракавы и Мэдлин Гинс, особенно их идею "обратимой судьбы", которая, как они надеялись, бросит вызов нашему уровню комфорта и научит нас "не умирать". Их архитектура призвана разрушить наши привычные ожидания: здесь комфорт достается только ценой тяжелых усилий, например, преодоления волнистого пола в квартире. Для взрослых пользователей роль Bradbury Park может быть понята аналогичным образом. Историк Йохан Хёйзинга определял игру как "особое действо" – случай, когда воображаемая жизнь заменяет собой обычную. Игра имеет решающее значение для развития ребенка, но мы все больше признаем важность игры для взрослых, и это признание делает игровые пространства и их дизайнеров особенно важными.
"Нам очень понравился этот проект и сам процесс", - говорят участники команды проекта. "Мы получили огромное удовольствие от работы с заинтересованными сторонами и городским советом Брисбена, который оказался замечательным клиентом, готовым к сотрудничеству. Мы испытываем огромное удовлетворение, когда слышим, как другие члены сообщества говорят об этом проекте с таким воодушевлением и восторгом. Благодаря этому проекту мы открыли для себя новую страсть к работе над общественными объектами, которыми наша фирма теперь занимается гораздо чаще".