Инклюзивная игровая площадка «The Cove» («Бухта) в Национальном морском музее Великобритании
Историческая справка
Гринвич, включенный в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, знаменит тем, что является нулевой точкой отсчёта долготы и часовых поясов земного шара (среднее время по Гринвичу - GMT) и одним из наиболее известных исторических районов Лондона.
В самом центре Гринвича находятся: исторический парусник под названием «Кати Сарк», Национальный морской музей, Дом королевы и Королевская обсерватория - все эти достопримечательности расположены в нескольких минутах ходьбы друг от друга и входят в состав Королевского музейного комплекса.
Кратко о проекте
Поскольку игра, обучение и инклюзивность являются наиважнейшими принципами, определяющими характер музея, целью создания новой игровой площадки было привлечение посетителей с детьми и создание места для семейного отдыха, которое не только произведет впечатление на посетителей, но и заставит их возвращаться сюда снова и снова.
Усилиями команды дизайнеров первые штрихи к будущей площадке очень быстро переросли в полноценную визуализацию. В ходе работы над проектом были созданы несколько уникальных игровых элементов.
Инклюзивный дизайн
Так как инклюзия является неотъемлемой частью этического кодекса музея, перед создателями проекта была поставлена задача расширить границы игрового пространства.
Первые шесть месяцев работы над проектом были посвящены сбору и изучению разнообразной информации о потребностях широкой аудитории музея в рамках программы, утвержденной заинтересованными сторонами. Было проведено более 100 часов консультаций с более чем 200 представителями местных школ и развивающих групп для детей с ограниченными возможностями, для того чтобы создать игровую площадку, о которой они мечтали.
Этот процесс затронул каждую часть проекта на микро- и макроуровне, начиная с количества, характеристик и расположения точек доступа к площадке, и заканчивая мельчайшими штрихами. Инклюзивные элементы были включены в основу создания детской площадки с самого начала, сделав доступную среду естественным и последовательным решением, а не второстепенным фактором.
На сегодняшний день детская площадка The Cave является самым инклюзивным игровым пространством, 85 % территории которой доступно для посетителей на инвалидных колясках, не говоря уже о людях с иными возможностями.
Трехмерные модели, размещенные в реальном пространстве при помощи CGI-технологии, позволили увидеть, какой будет площадка на самом деле.
Игровая концепция
«Атака Кракена»
Дети оказываются в самом центре игры, пересекая «пляж» и оказываясь один на один с ужасной «акулой» Катти Шарк. Малыши получают возможность скатиться и пролезть через пасть «акулы» и попасть в «брюхо чудовища»! Музыкальные элементы, в том числе и изготовленный на заказ ксилофон в виде скелета гигантской рыбы, позволят детям окунуться в мистическую обстановку водного мира!
«Гигантский компас»
Через розу ветров, изображенную на встроенной карусели в центре площадки, проходит «нулевой» меридиан, пересекающий игровую зону с разноцветными метками на безопасном покрытии, идеально дополняющем тематику детской площадки.
«Волны»
Все мы знаем, что вокруг любого движущегося корабля возникают волны. Взяв за основу этот образ, мы создали инклюзивный пандус, обеспечивающий посетителям доступ на верхний уровень корабля со множеством игровых элементов. Нами также была разработаны уникальные игры: «Starfish Parade», содержащая серию повторяющихся заданий для людей с ментальными особенностями, и игра BSL на британском языке жестов.
«Корабельная каюта»
Поднимаясь на борт корабля дети смогут исследовать игровые пространства как под палубой, так и над ней. Благодаря различным элементам для лазания, горкам и канатам, а также инклюзивным играм, просторные «каюты» корабля позволят маленьким любителем «битв» объединиться и отразить нападение легендарного Кракена!
Ключевым элементом корабля стал мультисенсорный «капитанский стол» - интерактивный игровой элемент, специально разработанный в соответствии с дизайном игровой зоны и рассчитанный на пользователей всех возрастов и особенностей развития. Выполненный в виде старинной морской 3D-карты, игровой элемент включает в себя «лабиринт» с пальчиковыми играми, домино c инструкцией пользователя в виде шрифта Брайля (для слабовидящих детей) и слайдер для парусных кораблей, который позволяет посетителям проложить свой курс от «порта» к пункту назначения.
В «грузовом трюме» находятся стилизованные корабельные пушки и ряды бочек - идеальное место для пряток, заполненное разнообразными игровыми элементами так, чтобы создать аутентичную атмосферу и получить уникальные впечатления.
Горка «Щупальца Осьминога»
По всей длине горки-трубы расположены иллюминаторы, через которые можно наблюдать «бурные морские волны», спускаясь по гигантской трубе, стилизованной под щупальце осьминога, напавшего на шхуну. Оказавшись на «суше», посетители могут вернуться на «борт корабля» при помощи стенки для лазания.
«Кракен»
Игровой элемент, стилизованный под гигантское чудовище, поднимающееся из глубин, чтобы напасть на морских путешественников, предоставляет массу возможностей для физической активности и ролевых игр. В «голове» Кракена самых отважных ждут 1,2-метровые канаты в виде свисающих «щупалец», на которых можно висеть вниз головой и качаться!
«Башни-щупальца»
Продолжением «кракена» являются гигантские башни-щупальца, установленные по всей площадке. На ни можно забраться, прокладывая свой путь по многочисленным «конечностям».
Больше, чем «инклюзивность» – главное не цель, а путь к ней!
В ходе работы над проектом одним из пожеланий многочисленных участников опроса стала «вовлеченная» инклюзивность. Дело в том, что само слово «инклюзивность» очень часто используется лишь символически или вообще условно. Да, ребенок с ограниченными возможностями может добраться до определенного места на площадке, но ему буквально нечем заняться по мере по дороге или иногда даже в самой, якобы инклюзивной, локации.
Мы постарались преодолеть эту проблему, сделав доступ к инклюзивным элементам неотъемлемой частью игровой площадки. Инклюзивные пандусы крутятся и поворачиваются, превращая передвижение по игровому комплексу в захватывающее путешествие. На самом корабле размещается интерактивная игра «Starfish Parade» в виде повторяющихся заданий, предназначенных для людей с особенными потребностями. Здесь есть корабельный колокол, гигантский штурвал и телескопы, чтобы наблюдать за «пиратами» на центральной палубе.
Кроме того, на площадке установлена инклюзивная карусель и встроенный батут с яркой разметкой, выполненные в морской тематике. Дети могут забраться на «кракена» по высоким контрастным желтым поручням и принять участие в игре BSL (British Sign Language), со многими персонажами которой можно взаимодействовать при помощи языка жестов.
Игровое пространство Национального морского музея создавалось в тесном сотрудничестве не только с дизайнерами и конструкторами, но местными жителями, которые, мы надеемся, полюбят детскую площадку и станут ее постоянными посетителями.
В качестве последнего штриха мы создали «морских обитателей», которых придумали ученики местной школы. Каждый персонаж упомянут на сенсорных элементах в виде цветочных клумб, так что, можно сказать, что игровая площадка действительно принадлежит людям. А если вам захочется отдохнуть от шумных игр, то можно укрыться в тихом уголке, спецально спроектированном в виде безопасного игрового пространства. На установленных там скамейках выгравированы тексты морских песен, чтобы посетители могли петь вместе.
Инклюзивная игра - это невероятная возможность объединить людей. Во время игры дети не замечают те или иные особенности - они понимают, что все могут участвовать в игре, независимо от возраста или способностей. Именно это и было основной целью создания игрового пространства в Национальном морском музее. Настоящая инклюзивность подразумевает получение одинакового игрового опыта людьми самых разных возрастов и способностей, а это значит, что детская площадка должна содержать игровые элементы для ВСЕХ пользователей, включая посетителей с ограниченными возможностями.