Проектирование игровых площадок для детей с особыми потребностями
В детстве игры очень важны. Возможность играть связана с долгосрочными положительными последствиями и благотворно сказывается на развитии ребенка. Вместе с тем, многие игровые пространства, создаваемые для того, чтобы дать детям такую возможность, могут не принимать в расчет детей с особыми потребностями. Ниже мы предлагаем ряд советов, которые будут полезны при проектировании игровых площадок с учетом особых потребностей.
Что такое инклюзивные игровые площадки?
Инклюзивная игровая площадка – это понятие, используемое для описания игровых пространств, которые приятны в использовании и удобны для детей с разными возможностями, в том числе – детей с особыми потребностями. На инклюзивной площадке детям с разным уровнем возможностей комфортно играть и учиться вместе.
Кроме того, инклюзивные игровые площадки позволяют взрослым разных физических возможностей и разного возраста активно взаимодействовать с детьми, находящимися на их попечении. Такие пространства создают место для представителей нескольких поколений, где дети могут успешно познавать мир, развивать необходимые навыки и учиться социализации (не забывая о получении удовольствия от игры и развитии воображения).
Инклюзивная игровая площадка – это не только доступность для детей с особыми потребностями. Это самое разнообразное игровое оборудование для детей любого уровня возможностей, где обеспечивается оптимальный уровень трудности для удовлетворения различных потребностей и интересов (что необходимо для обучения и развития).
Как выглядят инклюзивные игровые площадки, создаваемые с учетом особых потребностей?
В большинстве случаев, на первый взгляд невозможно отличить их от обычной игровой площадки. Здесь такое же оборудование – например, горки, качели и различные сооружения, на которые дети так любят забираться.
Однако у инклюзивных площадок есть и свои отличительные особенности. К ним, в частности, относятся:
- Дополнительное пространство для инвалидных колясок
- Возможность использования различных органов чувств
- Пандусы
- Качели, на которые можно забраться из кресла-коляски
- Направленность игрового оборудования внутрь установки (а не наружу, как на обычных площадках)
- Поручни, адаптированные под потребности лиц с нарушениями зрения
- Наличие нескольких входов
- Наличие мест для сидения рядом с игровым оборудованием
Необходимость в инклюзивных игровых площадках, удобных для детей с особыми потребностями
Инклюзивные игровые площадки полезны для детей всех возрастов и возможностей. Если правильно спроектировать такие площадки, они позволяют детям развиваться когнитивно, социально, физически и эмоционально. Самая важный аргумент в пользу инклюзивных игровых площадок – возможность для детей участвовать в социальном взаимодействии. Это помогает детям оставаться физически активными.
Инклюзивные площадки устраняют проблему социальной изолированности, которая препятствует детям общаться со сверстниками и заводить друзей. Так как традиционные игровые площадки не приспособлены для детей с особыми потребностями, такие дети бывают вынуждены оставаться в одиночестве или играть отдельно от других. Это может пагубно сказываться на развитии ребенка и его уверенности в себе.
Кроме того, предоставление каждому ребенку доступа к подходящей для него игровой среде способствует чувству благополучия и, в итоге, является вкладом в то, что у ребенка будет счастливое детство. Инклюзивные игровые площадки – идеальное место для активных игр. Играя, дети учатся решать проблемы и принимать решения.
Советы для проектирования инклюзивных игровых площадок, создаваемых с учетом детей с особыми потребностями
Одно из самых значительных препятствий на пути к созданию инклюзивных игровых площадок заключается в том, что многие школы не знают, как их строить. Нередки случаи, когда организации пытаются создать инклюзивные площадки, но подлинной социальной инклюзивности такие объекты все равно не обеспечивают, поскольку площадка оказывается не приспособленной для людей с особыми потребностями.
Чтобы помочь вам преодолеть эту проблему, мы подобрали несколько советов, которые полезны при проектировании игровых площадок с учетом особых потребностей.
Понимание потребностей
Разрабатывая инклюзивную игровую площадку, в первую очередь нужно вовлечь в этот процесс все заинтересованные стороны: это необходимо для того, чтобы понять нужды и запросы детей с особыми потребностями. Узнав и поняв их уникальные требования, вы сможете создать подходящую для них инклюзивную площадку.
Имеет значение и выбор места для будущей площадки. Место определяет как особенности проекта, так и успешность площадки как инклюзивного пространства. От размеров такого пространства, наличия вокруг элементов природного ландшафта и объектов инфраструктуры будет зависеть стоимость создания объекта и его безопасность.
Планировка
Планировка – чрезвычайно важный элемент создания успешной инклюзивной игровой площадки, и именно этот аспект труднее всего реализовать правильным образом. Планировка – понятие, охватывающее множество частных вопросов, включая выбор поверхностей, определение границ, установку знаков и вывесок, ориентацию оборудования и обеспечение безопасности.
Прежде всего, используемые на площадке поверхности должны быть подходящими для лиц с ограниченной подвижностью. Расположение и подходы к оборудованию должны иметь направленность в центр установки, а дорожка, ведущая к игровому пространству, должна открывать детям полный обзор места предстоящей игры.
Важно также позаботиться о том, чтобы взрослые без труда могли найти ребенка, если последний отойдет в сторону: поэтому совершенно необходимо, чтобы пространства были открытыми. Вывески и знаки также помогут сориентироваться. Для безопасности детей пространство огораживается по периметру, но при этом предусматривается несколько входов.
Доступность
Отсутствие доступности – самое большое препятствие, не позволяющее детям с особыми потребностями использовать игровое пространство. Доступность означает, что дети, их родители или лица, ухаживающие за детьми, имеют возможность перемещаться по всему пространству площадки безопасно, самостоятельно и легко.
Одним из способов обеспечить инклюзивность и доступность игр является установка элементов игрового оборудования различной высоты: это делает игровое оборудование значительно более доступным для всех детей – независимо от возраста и роста. Кроме того, такой подход облегчает участие детей в играх и их взаимодействие между собой при активном развитии тактильных ощущений.
Среди других соображений, которые следует учитывать, планируя доступную площадку – специальные пандусы – при въезде как на саму площадку, так и на отдельные элементы ее оборудования (если таковые находятся на возвышении), наличие широких и свободных дорожек на всей территории площадки и удобство доступа ко всему игровому оборудованию.
Мультисенсорность
Инклюзивные игровые площадки должны быть спроектированы таким образом, чтобы их могли использовать лица с нарушениями тех или иных сенсорных возможностей. Дети с ослабленным слухом, зрением, а также дети с когнитивными нарушениями должны иметь возможность пользоваться игровым пространством, получая удовольствие. В этом может помочь использование принципа мультисенсорности.
Так, для детей с нарушениями слуха может быть полезно предусмотреть яркие (но не кричащие!) цвета. Разные цвета могут использоваться для обозначения различных зон либо применяться для несения разной смысловой нагрузки. Кроме того, стоит подумать об использовании специальных знаков и картинок. Чем визуально понятнее площадка, тем лучше.
Необходимо также учесть потребности детей с нарушениями зрения, чтобы такие дети могли в полной мере использовать инклюзивность игрового пространства. Нарушения зрения могут означать как частичную потерю зрения, так и полную слепоту. Это следует принимать во внимание, проектируя инклюзивные пространства для игр.
Контрастные цвета, надписи крупным шрифтом, использование азбуки Брайля – все это призвано сделать более простым и удобным использование игровой площадки лицами, имеющими проблемы со зрением. Этому же могут способствовать яркие цвета и специальное освещение.
Нужно позаботиться и о потребностях людей с когнитивными особенностями. Детям с нарушениями когнитивного развития гораздо труднее справляться с некоторыми задачами.
Когнитивные нарушения могут влиять на память, способность принимать решения, планирование, восприятие, концентрацию или внимание. Здесь могут оказаться полезными даже небольшие изменения в проекте игровых площадок. Среди рекомендуемых изменений можно выделить следующие:
- Наличие возможностей для участия в различных видах деятельности – с разным уровнем сложности
- Включение в состав площадки разнообразных средств, удерживающих внимание детей
- Использование цветов и других простых ассоциаций для поддержки памяти
- Забота о безопасности в каждой точке объекта
Наличие множества зон
Создание различных зон в рамках одной инклюзивной площадки хорошо подходит для площадок большего размера. Можно выделить участки для более спокойных игр или сгруппировать игровое оборудование по типам активности: это позволит детям выбирать и расширит возможности для участия.
Можно предусмотреть наличие тихих и уединенных мест, где дети могли бы отдохнуть в случае сенсорной перегрузки. Здесь ребенок мог бы ненадолго остаться один – оставаясь при этом в поле зрения сопровождающих его взрослых. Игровые домики и другие места, построенные по принципу отдельного «домика» идеальны как место, где дети могут немного расслабиться после активных игр.
Следует также учитывать различную социальную среду. Создание игровых пространств, поощряющих социальное взаимодействие, позволяет детям развивать навыки общения и заводить новых друзей. При этом, важно, чтобы на площадке были и уединенные места, где дети могли бы, при желании, поиграть в одиночестве – это также бывает необходимо.
Планировать заранее
Вам не только нужно тщательно спланировать проектирование и разработку игровой площадки на краткосрочную перспективу, но и подумать о более долговременных планах. Это включает обеспечение долговременного финансирования и уход за площадкой.
Следует учесть и рассчитать ежегодные затраты на обслуживание: это будет способствовать успешной реализации идеи игрового пространства в долгосрочной перспективе. Если с самого начала поставить четкие цели, это позволит в будущем поддерживать место для игр как безопасное и инклюзивное обучающее пространство, где дети смогут познавать мир и получать удовольствие.
Проектирование инклюзивных игровых площадок может оказаться непростым делом, особенно если пытаться учесть нужды и потребности детей с особенностями развития. Надеемся, что приведенные выше советы помогут вам позаботиться о том, чтобы на вашей площадке все дети смогли успешно играть, вместе учиться и развиваться.