Размышления об игре в городском пространстве
Игровые площадки, которые создают для детей некоторые трудности и содержат определенную степень риска, способствуют развитию уверенности в себе, креативности в игре и получению удовольствия от физической активности. Философия проектирования Sasaki, ориентированная на «игру с приключениями», отражена во множестве проектов по всей территории США.
Вспомните детство – как вы карабкались по скалам, ловили головастиков, забирались на деревья и возвращались (счастливые!) с пылью в волосах и камешками в сандалиях… Лучшие игровые пространства – те, где мы можем испытать себя и выйти из привычной зоны комфорта.
По данным Fast Company, американцы хотят, чтобы игровые площадки для их детей были более захватывающими. За последние десять лет среди местных сообществ наблюдается тенденция строить такие игровые сооружения, где дети могли бы испытать повышенное чувство риска (разумеется, в пределах действующих в стране стандартов безопасности). Такой опыт стимулирует в детях чувство самостоятельности и самореализации. Эта философия проектирования основана на идее «площадок приключений», ставших популярными в городах Европы после Второй мировой войны: при таком подходе дети поощряются к экспериментам и спонтанным играм в условиях, располагающих к импровизации. Еще в начале XX века – в так называемую «эру прогрессизма», сторонники повсеместного внедрения игровых площадок доказывали, что городская игровая площадка "должна стать тем лоном, из которого появятся новые горожане – высоконравственные, трудолюбивые и социально ответственные” ( Пол Бойер, «Городские массы и моральный порядок в Америке»).
Исповедуемая Sasaki философия игры проистекает из этой истории. У нас все этапы проектирования основаны на научных исследованиях – мы используем психологию развития как источник вдохновения для создания инновационных и захватывающих сооружений, а впоследствии (когда площадка уже построена) – отслеживаем особенности ее использования и даем соответствующие оценки. Мы убеждены: игровые пространства должны содержать в себе вызов, чтобы дети достигали чего-то через преодоление. Они должны развивать воображение и двигательные навыки, побуждать детей к взаимодействию друг с другом, поощрять импровизацию и творчество, и давать физический выход для энергии. Игровые пространства – это не только места для отдыха, но и практическая лаборатория жизни, где дети могут познавать и исследовать окружающий их мир.
Игра через приключения в прибрежном парке Smale Waterfront
Как показывают исследования педиатров, стремление исключить любые риски и страх судебных преследований привели к тому, что среднестатистическая американская площадка стала неинтересной – как следствие, дети менее креативны в игре, менее уверены в себе и получают меньшее удовольствие от физической активности. Философия проектирования Sasaki, ориентированная на «игру с приключениями», нашла свое воплощение во множестве проектов по всей территории США.
Архитектор Анна Корс играет со своими детьми на площадке, которую она спроектировала в парке Bonnet Springs
На природной игровой площадке в парке Bonnet Spring сооружения построены на трех уровнях
"Проектирование игр в парках – для меня всегда нечто большее, чем просто конструкция игровой площадки. Это формирование опыта, который соединяет детей с природной средой. В игровом пространстве должен выдерживаться баланс между элементами риска и минутами тихого созерцания," – говорит Анна Корс, главный ландшафтный архитектор.
В парке Bonnet Springs в Лейкленде (Флорида) природная игровая площадка ниспадает каскадом по склону холма, образуя три уровня. Площадка отражает ландшафт парка, занимающего площадь в 168 акров: здесь естественная растительность органично сочетается с деревянными конструкциями, природными насыпями, брызгами воды и пространствами для интерактивных игр с водой. Исследовать мир здесь можно и за пределами площадки как таковой: посетители могут босиком прогуляться по песчаному дну с просачивающейся через него родниковой водой, полазить по ветвям Живого дуба и скатиться с крутого холма. "Проектирование игр в парках – для меня всегда нечто большее, чем просто конструкция игровой площадки. Это опыта, который соединяет детей с природной средой. В игровом пространстве должен выдерживаться баланс между элементами риска и минутами тихого созерцания," – говорит Анна Корс, главный ландшафтный архитектор. “Для Sasaki игра – это воспитание нового поколения парковых рейнджеров, которые сохранят коллективную память о месте, где они были в детстве, и которые будут приходить сюда снова и снова много лет спустя.”
Losner Park только что открылся, и сегодня здесь очень много детей
Игровая площадка Losner Park в городе Хоумстед (Флорида) – это игровая территория приключений, встроенная в окружающую природную растительность. На площадке, разделенной на зоны для различных возрастных групп, есть сооружения для лазания, горки, качели и скульптурные композиции. Здесь полно зелени, и сам стиль площадки напоминает местный тропический ландшафт – вплоть до «джунглей» из канатов, по которым можно забраться, чтобы посмотреть на парк по-новому – с высоты.
Установка скульптуры «Медведица» в парке Greenwood
Greenwood – строящийся в Батон-Руже парк площадью 660 акров – это, среди прочего, площадка приключений, вдохновленная формой реки, которая, петляя, ведет посетителей через местный ландшафт. Площадка представляет собой полностью инклюзивную среду, открытую для взаимодействия людей всех уровней физических возможностей (но при этом, здесь также предусмотрены отдельные зоны по возрастам). Говорит главный ландшафтный дизайнер Джош Брукс: “В Greenwood мы проектировали пространства таким образом, чтобы дети могли преодолевать трудности и испытывали минуты риска и волнения – например, здесь есть трехэтажная канатная башня и скульптура медведицы высотой почти 7 метров”.
Игровая башня в парке Main Street Landing Riverfront
А вот как ландшафтный архитектор Джордан Пуллинг описывает игровую площадку Main Street Landing Riverfront в Дэвенпорте (Айова): “В парке – самые разные игровые элементы – от сооружений наземного уровня до находящихся на возвышении качелей и канатных мостиков; есть даже эпичные игровые башни, где пользователи (независимо от уровня возможностей) могут раздвинуть границы зоны комфорта и испытать настоящий экстрим”.
Игровое пространство в Boston City Hall Plaza
Городские пространства редко проектируются с учетом приоритета потребностей детей – а ведь опыт встреч с общественным пространством в раннем возрасте может задать тон для отношений между юными горожанами и их городом на всю жизнь! В рамках реновации Городской плазы, в Бостоне было создано инклюзивное игровое пространство, привлекающее возможностью поиграть – и это прямо в двух шагах от здания городской администрации. Новая плаза – это 12 000 квадратных футов пространства приключений для детей всех возрастов и уровней возможностей. На террасах пространства, рассчитанного на посетителей самого разного неврологического профиля, есть как сооружения для подвижных игр, так и сенсорно-ориентированные элементы и возможности для игр с водой – для детей и родителей. Здесь есть высокая трубчатая горка, игровые кубы, напоминающие дизайном Городскую мэрию, конструкции для любителей скалолазания и игровая башня.
Говорит ландшафтный архитектор Мо Гомес: “Это игровое пространство – наглядное доказательство того, какой силой обладает игра для комплексного развития человека. За счет наличия разнообразных увлекательных элементов она способствует развитию физической формы, когнитивных способностей и социальных навыков; это – место, где в полной мере реализованы возможности для радости и творчества всех детей – независимо от их объективных возможностей”.
Площадка приключений – это место, где развиваются чувство социального благополучия, творческое воображение, уверенность в себе и физическая координация. Площадки, по определению, должны быть безопасны и удобны; вместе с тем, не следует исключать из них любые проявления неопределенности. Стерильная среда не так увлекает – и это в равной степени справедливо для детей и взрослых. Осенью наши дети вернутся в школу, и глядя на них – в новенькой форме и ослепительно белых носках – помните: иногда им всё-таки полезно хоть ненадолго переставать быть «приличными детьми».